По официальным данным городу Донецку скоро исполнится 150 лет, однако фактическим днем рождения Донецка, как города, нужно считать, как минимум начало ХХ века.
Я хочу сказать, что мой родной город Донецк, который находится в Украине, в Донецкой области, совершенно молод, у него совсем короткая история, и, соответственно, у него мало исторических и архитектурных памятников. А те, что имеются, созданы во времена «большой стройки» 20 века и чаще не представляют особого особого интереса.

Одно из немногочисленных памятников архитектуры здешних мест, которое находится в жутчайшем состоянии, мне посчастливилось посетить. Это дом помещиков Нестеровых, который находится в Ленинском районе, на улице Питийской, дом 57.
Благодаря нетипичной для того времени высокой башни, в осенне-зимний период, когда нет листвы, дом Нестеровых можно увидеть на возвышенности, проезжая по улице Клинической.

Сейчас здание полностью заброшенное, растащенное и разоренное. Именно у этого дома достаточно богатая история, он пережил не одну реконструкцию и смену «владельцев».

Основателем рода Нестеровых в этих местах стал дворянин Иван Андреевич Нестеров, который в конце 18 века поселился в селе Григорьевка Александровской волости, в то время находившаяся на территории Бахмутского уезда Екатеринославской губернии.
Земля Ивану Андреевичу досталась в качестве преданного жены Дарьи Алексеевны, уроженки Рутченко. Тогда семье Нестеровых принадлежало 62 крестьянина.

У Ивана Андреевича и Дарьи Алексеевны родилось четверо детей – два сына и две дочери. Старший сын, Николай Иванович Нестеров, имевший чин губернского секретаря, заложил несколько угольных шахт – стратегическую основу благополучия и развития в будущем этого региона.

Во второй половине 19 века угледобывающее предприятие Нестеровых поставляло сталеплавильному заводу Джона Юза ежедневно не менее 80 тонн угля.
Угледобыча приносила семье Нестеровых очень приличный доход, и в конце 19 века была построена усадьба Нестеровых – двухэтажны особняк с двумя башнями на берегу реки Кальмиус.

«Угольный бизнес» переходил от одного поколения к другому, пока не уперся в советскую власть. Что стало с потомками семьи Нестеровых – неизвестно. Даже самые опытные краеведы не могут ответить на этот вопрос, вероятно их коснулась «большая чистка», а может избегая этой самой чистки, Нестеровы под другими именами разъезжались кто куда, в т.ч. и за границу.

Кстати, отчасти благодаря Нестеровым, на поселке, ныне именуемом «Нестеровка», появилось электричество. Но к сожалению, на раннем этапе обычным рабочим и крестьянам оно было недоступно, разве что только скромное уличное освещение.
Уже многочисленным на то время промышленным предприятиям потребовалось проложить линию электропередач и телеграфную как раз по земле принадлежавшей тогда Пелагее Александровне Нестеровой. И, в обмен на согласие владелицы, акционерное общество «Русский Провиданс» обязалось предоставить в пользование Нестеровой электроэнергию.

Позже, ужи при «советах», в помещении дома Нестеровых располагались разные организации – детская больница, вытрезвитель, толи МРЭО, толи какая-то светофорно-семафорная организация.
После очередной реконструкции, особняк стал неблагоприятным для обитания. В доме был большой просторный подвал, который после национализации решили засыпать. Это привело к нарушению влагообмена – здание стало сырым и влажным, стены начали «плакать», конструкция ветшать.

Так замок Нестеровых лишился одной башни – под воздействием влаги она буквально рассыпалась. Изначально дом семьи был построен с двумя башнями.
Кстати, дом Нестерова в Донецке стал заброшенным совсем недавно. Еще в 2015 году в пустых проемах блестели пластиковые окна, а в 2012м году тут вовсе был покой и порядок.

Большую роль сыграл печально-известный 2014 год, когда на город обрушилась война, принесла смерть и разрушения. Трагедия не обошла и этот памятный дом – материальные ценности цинично разграблены, и с каждым днем некогда величественный дом помещиков все больше превращается в пыль времен.

Меня удивляет отношение властей к подобным памятникам архитектуры и быта в нашей стране. Можно еще понять, когда объект находится вдали от городов, где местный бюджет просто не в состоянии потянуть содержание достопримечательности. Но тут, без малого в центре большого города.

Понятно, что нынешним «народным» властям города нет никакого дела до исторических памятников. Но раньше?!? Почему власти самодостаточного города не смогли сохранить такое ценное с исторической точки зрения помещение, превратить его в музей, оставить эту крупицу знаний для будущих поколений?

Очень жаль, что до сих пор не нашлось энтузиаста, мецената, уважающего историю города, который смог бы отдать дань отцам-основателям молодого, но почти миллионного города Донецка, Юзовки или Сталино и превратить жалкие руины в памятные места и интересные достопримечательности.

Это касается и дома самого что ни на есть основателя города – Джон Хьюза, который находится совсем рядом по нынешним меркам с домом Нестеровых и находится еще в более жалком состоянии. Если мне еще представится возможность, я с большим удовольствием покажу читателям дом промышленного магната дореволюционного Донецка.
